��������-�������

HOMEPAGE

ABOUT THE METHOD

SOFTWARE FEATURES

BENEFITS SOFTWARE

DOWNLOAD

WHAT'S NEW

 

Examples of Processing Results:

Hidden Defects in Concrete

Pipe Detection

Pile Foundation Grillage

Engineering Geology

Railroads

Building Control

Municipal Engineering

Non-destructive Testing

Air Voids in the Soil

Illegal Tie-in Into Oil Pipeline

Archeology

Relief Map

3D Processing

Certificate:

Certificate of state registration program GEORADAR-EXPERT

Publications:

��������� 4 2010 �������

��� 2011

������ � ������ ������� �6 2015 ��� 73-78

������� ��� ���

���� ����. ������ 56, 2015 �.


 

GPR DATA PROCESSING IN AUTOMATIC MODE


Authors: R.R. Denisov, Ph.D. Sciences V. V. Kapustin
Reviewer: Doctor of Physics and Mathematics Of Sciences M.L. Vladov

The article was published in
Scientific and technical journal
"Geophysics" No 4 for 2010, pages 76-80
ISSN 1681-45688

 

Обложка журнала "ГЕОФИЗИКА" №4 2010



Abstract. Authors consider the way of approximate solution of the inversion task for continuous georadar profiling. The back-scattering electromagnetic field is used to obtain the section of electrical and physical subsoil properties. Method of stable solution is based on building non-linear spatial filters that are applied to number set of subsurface permittivity (or electromagnetic waves velocity). The suggested approach allows building on electronic system of georadar data processing that works efficiently in the complex diffusing medium.
Key words: georadar, electronic data processing system, algorithm, subsurface permittivity.

 

The application of the georadar method for the solution of engineering geological and geotechnical problems is now acquiring an ever wider scale. This is explained by the simplicity and convenience of fieldwork and high productivity method. At the same time, a number of problems arise with processing large data sets and interpreting the resulting material. When using georadar for the study of highways and railways, aerodromes, while working in water areas, the length of georadar profiles can be tens or even hundreds of kilometers. In most cases, rapid receipt of the final material is a necessary condition for conducting georadar work [2].

The existing software for processing georadar data allows for a number of standard tasks to use ready-made processing graphs that improve the appearance of raw data [3]. When solving problems of detection in the plan of local areas of electrophysical inhomogeneities (watering areas, clay lenses, voids, cracks on asphalt or concrete cover, etc.), the automation of this process can be partially solved by the methods of attribute analysis. This problem is analogous to the problem of profiling used in various geophysical methods. As the attributes, amplitude, frequency, phase recording characteristics, attenuation, and a number of others can be used.

The problem of determining the spatial position of electrophysical boundaries and inhomogeneities (the probing problem) is more complicated in the sense of using automation tools. This is due to the fact that the automated determination (picking) of electrophysical boundaries, in most cases, requires the interactive participation of the geophysicist-interpreter or the use of complex self-learning algorithms. It is quite natural that to solve most typical problems related to the study of engineering-geological conditions, it would be desirable to have the possibility of an operative automated processing that makes it possible to obtain material convenient for interpretation.

The problem of constructing a section of a subsurface medium, as a rule, is solved by the method of visual analysis of the wave pattern of the radargram and tracing the in-phase axes, which correspond to the boundaries of the layers with different electrophysical parameters [5]. This method does not cause difficulties if the thickness consists of regions with sufficient dielectric contrast, at the boundaries of which the dielectric constant varies discontinuously, and these boundaries are confidently observed on the radargram.

However, it often happens that the characteristics of components, for example, the ground, change smoothly, without a jump, due to the diffuse nature of the contact of neighboring layers or for some other reason. In this case, the in-phase axes that correspond to the desired boundaries on the radar picture are difficult to detect, or these boundaries are not visible at all.

In such conditions, the only solution is to manually determine the velocity characteristics of the sections of the section from the diffracted waves found on the radargram, which were formed as a result of reflections from point subsurface objects, and to combine regions with similar velocities into layers. The reliability of the cut thus obtained is determined by the number of detected reflections, the uniformity of their distribution over the area of the radargram, the degree of preparation of the geophysicist-interpreter, and the human factor (inattention, fatigue, etc.). The laboriousness of this method does not allow processing large volumes of georadar data for an acceptable time. Thus, the advantage of the georadiolocation method in the field of high productivity is reduced to nothing.

Taking into account the existing features of the subsurface radar method: the relatively low depth of research, the high resolving power of the method, the complexity and heterogeneity of the upper part of the section, it is quite natural that the field of backscattering of electromagnetic waves (BSEF) can be used to determine the electrophysical structure of the medium [4]. Automation of the process of recognition of diffracted reflections and determination of kinematic characteristics of waves with subsequent construction of a section allows to expand the possibilities of georadiolocation.

Let's consider the basic principles that should be incorporated into the algorithm for analyzing the backscattering field of the GPR waves. The wave field on the radargram is of a rather complex nature and usually consists of the following components: single reflections; multiple reflections; backscattering (diffraction); air reflections; interference. In this connection, the first problem is the separation of the backscattering field from the set of observed data. This problem can be partially solved using standard processing means - frequency and spatial filtering [5]. However, complete separation of the fields can not be achieved. Therefore, after preliminary processing of the data, the resulting numerical array is conventionally considered as a backscattering field that can be subjected to a transformation (such as hyperbolic migration) to calculate the permittivity or velocity V.

During the calculation, the algorithm excludes values ​​that do not fall into a predetermined range 1<<<< 2 and computes in the vicinity of each determination point of the value a number of dynamic parameters - frequency f, damping d, amplitude A, etc. As a result, the vector field [, f, d, A, ...... Mn] of dimension n equal to the number of dynamic parameters can be determined. Further, using a priori or statistically estimated connections between the dielectric constant and one or more dynamic parameters, a nonlinear spatial filter mask can be constructed to suppress the values ​​determined by multiple reflections, air reflections and interference.

Automated processing is performed according to the following algorithm (for example, the dielectric permittivity attribute):

  • Detection on the radargram of points through which the diffraction curves pass;
  • Determination of kinematic and dynamic characteristics of signals in the vicinity of selected points;
  • Culling points by the speed criterion. In the future, the points remaining after the culling will serve as nodal points when creating the section;
  • Recalculation of the wave velocities into effective values of the real part of the complex relative permittivity ;
  • Correction of values by frequency attribute or group of attributes;
  • Creation of a section of the permittivity of the medium in the time domain by interpolation of values by reference points;
  • Recalculating the time scale of the cut into a depth scale in accordance with the values

As a result of the first two steps of the algorithm, a set of points that have coordinates and attributes in the form of values of speed and frequency is formed (the option of using one attribute is considered). Further, there is a rejection of points according to the speed criterion - for example, points with velocities above 30 cm / ns (electromagnetic wave velocity in vacuum) and below 3.33 cm / ns (minimum electromagnetic wave velocity in water) are not consideration as nodal points of the section and are deleted.

In Fig. 1 is a radargram showing the positions of the nodal points after the rejection by red markers. High density of points allows to obtain a sufficiently detailed section.

Радарограмма с опорными точками разреза

Fig.1 An example of a radargram with the position of nodal points, after the rejection according to the speed criterion.

After sorting the points, the values of the velocity are converted to the values of the dielectric constant, since in the future the kinetic characteristics of the waves and the electrophysical properties of the medium will be investigated. The most important stage of processing is the correction of the values by the frequency (or some other) attribute. It is required to correct possible errors in determining the speed of electromagnetic waves and to avoid distortions caused by the effect of multiple reflections, air reflections and other disturbances.

This procedure is performed, as noted above, using adaptive spatial filtering. The filter mask (decision rule) can be constructed on the basis of one or several empirically established connections between the dielectric permittivity matrix point of the medium and one or more dynamic attributes. Consider a variant of constructing such a filter based on one of the properties of the medium under study.

As is known, the attenuation of the probing pulses of a georadar is frequency dependent - high-frequency components of electromagnetic waves decay more rapidly than low-frequency components. Along with this, the humidity, on which the dielectric permittivity of the soil depends first of all, also varies with depth, as a rule, it increases, and accordingly the value also increases. If the mean values from the set {} are determined for the values of the central frequencies of the pulses determined in the process of processing, and the dependence is plotted as a point cloud, then the regression equation can be used as a correction function (as a filter mask). As a result of the application of this function, the reliability of interpretation of the section significantly increases. Figure 2 shows the correcting function for the radargram obtained on the surface of frozen soils.

Корректирующая функция, полученная на участке развития слоя сезонного промерзания
Fig. 2 Correction function obtained at the development site of the seasonal freezing layer.
The horizontal axis is the central frequency in the vicinity of the node point, the vertical axis is the mean values .

It should be noted that the geophysicist-interpreter, based on a priori information on the structure of the cut, can introduce his own corrective function, which more accurately reflects the relationship of and frequency for a given type of section.

The final stage of creating a section of dielectric permittivity is the interpolation of values over nodal points by methods known in computational mathematics (Delaunay triangulation, for example). Thus, the input of the automated processing program is fed with a numerical matrix of amplitudes of the reflected signals obtained by georadar profiling, an array of the same size is formed at the output, but with values for each point of the two-dimensional space of the section. It is most informative to visualize the matrix of values in the form of a contour plot with areas filled in according to the chosen color map.

In Fig. 3 shows the result of the automated processing of the profile obtained by a georadar with a central frequency of 300 MHz probe pulses (studies of the characteristics of the ground in the permafrost region).

Георадиолокационный профиль, полученный при зондировании грунта в районе вечной мерзлоты

Fig. 3 GPR profile obtained by probing the soil in the permafrost region and the result of automated processing in the form of a section of the permittivity. Unlike the raw radargram, the degree of freezing of various sections of the subsurface medium can be observed on the section.   

The automated creation of a section of dielectric permittivity has the following advantages over traditional methods of processing GPR data:

  • The depth of georadiolocation studies is increasing - the method of analysis of BSEF has a high noise immunity and works well enough in the noise area of the radargram [Fig. 4];
  • The information content of the research is increasing - the boundaries of the section are fixed where there is not enough jump in dielectric permittivity to form the common-mode axes of signals, which are reflections from the boundaries of the layers. A change in the permittivity within the layer is also clearly visible [Fig. 5];
  • The processing speed of the field material is significantly increased, which is important for the constantly increasing volumes of georadar work, especially in the road and railway industries;
  • The scope of georadar is expanding. Based on the permittivity profiles, it is possible to construct moisture distributions along the section [Fig. 6], frequency distributions or use, depending on the task, other attributes;
  • Minimized the impact of the so-called human factor.

In conclusion, it should be noted that the proposed method is not a panacea for solving all problems of georadiolocation, but is one of the variants of the approximate solution of the inversion problem, which has applicability limits.

Георадиолокационный профиль, пересекающий оползневой участок

Fig. 4. GPR profile that crosses the landslide area and the result of automated processing in the form of a section of the dielectric constant. As a result of processing, the body of the landslide and the possible slip boundary are determined.

 

Результат автоматизированной обработки георадиолокационного профиля, пересекающего автомобильную дорогу с асфальтобетонным покрытием

Fig. 5. The result of the automated processing of the GPR profile crossing the road with asphalt concrete. Based on the analysis of changes in the values of dielectric permeability within the structural layers, it becomes possible to diagnose, at a higher level, the state of road clothes and underlying soils.

 

Георадиолокационный профиль вдоль песчаной насыпи автомобильной дороги

Fig. 6. GPR profile along the sandy embankment of the road. As a result of the automated processing, a section has been constructed, according to which it is possible to judge the distribution of humidity in the area of the culvert that is at a horizontal mark of 234 meters.

References

  1. Gonzalez R., Woods R., Eddins S., 2006, Digital image processing in the MATLAB environment: Technosphere.
  2. Kapustin VV, Strochkov Yu.A., 2008, Some features of processing georadar data in the study of building structures: Exploration and protection of mineral resources, 1, 22-25.
  3. Kapustin VV, 2005, Additional possibilities of computer processing of georadar and seismic data: Exploration and conservation of bowels, 12, 26-31.
  4. V.B. Levyant, I.B. Petrov, S.A. Pankratov, 2009, Study of the characteristics of longitudinal and exchange waves of backscatter response from fractured reservoir zones: Seismic survey technologies, 2, 3-11.
  5. Starovoitov AV, 2008, Interpretation of georadar location data: Moscow, Izd-vo, Moscow State University.

 

 

© Denisov Roman 2009-2017

  �������@Mail.ru

ГЕОРАДАР-ЭКСПЕРТ

ОБЪЯВЛЕНИЕ
Автор программы ГЕОРАДАР-ЭКСПЕРТ
выполняет обработку результатов
георадиолокационного исследования
Тел. +7 963 6933049
georadar@mail.ru

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ РАЗРЕЗОВ

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОГРАММЫ

ЗАГРУЗИТЬ

ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

 

примеры результатов:

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ В БЕТОНЕ

ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

ПОИСК КОММУНИКАЦИЙ

ОБНАРУЖЕНИЕ СВАЙ В РОСТВЕРКЕ

КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

ДИАГНОСТИКА

ВОЗДУШНЫЕ ПУСТОТЫ

ВРЕЗКИ В ТРУБОПРОВОДЫ

АРХЕОЛОГИЯ

КАРТА РЕЛЬЕФА

3-D ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

СТАТИСТИКА

 

Публикации по теме:

ГЕОФИЗИКА 4 2010 Обложка

ЭМЗ 2011

Статья в Горном Журнале №6 2015 стр 73-78

Вестник КНЦ РАН

ГИАБ спец. выпуск 56, 2015 г.

Свидетельство
РОСПАТЕНТА:

ГЕОРАДАР-ЭКСПЕРТ. Свидетельство о регистрации программы.

 

ОБРАБОТКА ГЕОРАДАРНЫХ ДАННЫХ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ

 

Авторы: Р. Р. Денисов, кандидат физ.-мат. наук В. В. Капустин
Рецензент: доктор физ.-мат. наук М. Л. Владов

Статья опубликована в
научно-техическом журнале
"Геофизика" №4 за 2010 год, стр. 76-80
ISSN 1681-4568

Обложка журнала "ГЕОФИЗИКА" №4 2010


Скачать статью в формате PDF

Аннотация: В предлагаемом материале рассматривается способ приближенного решения задачи инверсии для непрерывного радарного профилирования. Для получения разреза распределения электрофизических свойств грунтов используется поле обратного рассеяния электромагнитных волн. Способ получения устойчивого решения основан на построении нелинейных пространственных фильтров, применяемых к числовому множеству значений диэлектрической проницаемости среды (или скорости электромагнитных волн). Предлагаемый подход позволяет построить автоматизированную систему обработки георадарных данных, достаточно эффективно работающую в сложнопостроенных рассеивающих средах.
Ключевые слова: георадар, автоматизированная обработка, алгоритм, диэлектрическая проницаемость грунта.

Abstract. Authors consider the way of approximate solution of the inversion task for continuous georadar profiling. The back-scattering electromagnetic field is used to obtain the section of electrical and physical subsoil properties. Method of stable solution is based on building non-linear spatial filters that are applied to number set of subsurface permittivity (or electromagnetic waves velocity). The suggested approach allows building on electronic system of georadar data processing that works efficiently in the complex diffusing medium.
Key words: georadar, electronic data processing system, algorithm, subsurface permittivity.

Применение георадарного метода для решения инженерно-геологических и геотехнических задач в настоящее время приобретает все более широкие масштабы. Это объясняется простотой и удобством проведения полевых работ и высокой производительностью метода.  Одновременно с этим возникает целый ряд проблем с обработкой больших массивов данных и интерпретацией полученного материала. При использовании георадара для исследования автомобильных дорог и железных дорог, аэродромов, при работе на акваториях протяженность георадарных профилей может составлять десятки и даже сотни километров.  В большинстве случаев оперативное получение конечного материала является необходимым условием проведения георадарных работ [2].

Существующие в настоящее время программные средства обработки георадарных данных позволяют для ряда стандартных задач использовать готовые графы обработки, улучшающие вид материала, поступающего в интерпретацию [3]. При решении  задач выделения в плане локальных областей электрофизических неоднородностей (участки обводнения, линзы глин, пустоты, трещины на асфальтовом или бетонном покрытии и т.п.) автоматизация данного процесса может быть частично решена методами атрибутного анализа. Данная задача аналогична задаче профилирования, применяемого в различных геофизических методах. В качестве атрибутов могут быть использованы амплитудные, частотные, фазовые характеристики записи, затухание и ряд других.

Задача определения пространственного положения электрофизических границ и неоднородностей  (задача зондирования) является более сложной  в смысле использования средств автоматизации. Это связано с тем, что автоматизированное определение (пикировка)  электрофизических границ, в большинстве случаев, требует интерактивное участие интерпретатора или применения сложных самообучающихся алгоритмов.  Вполне естественно, что для решения большинства типовых задач, связанных с изучением инженерно-геологических условий, хотелось бы иметь возможность оперативной автоматизированной обработки позволяющий получить удобный для интерпретации материал, хотя бы и с некоторой потерей точности.

Задача построение разреза подповерхностной среды, как правило, решается методом визуального анализа волновой картины радарограммы и прослеживания выбранных по тем или иным критериям осей синфазности отражённых сигналов, которые соответствуют границам раздела слоёв с различными электрофизическими параметрами [5]. Этот способ не вызывает трудностей, если толща состоит из диэлектрически контрастных областей, на границах которых диэлектрическая проницаемость меняется скачкообразно, и эти границы уверенно отыскиваются на радарограмме.

Однако нередко случается так, что характеристики компонент, например, грунта, меняются плавно, без скачка, вследствие диффузного характера контакта соседних слоёв или в силу каких-то других причин. В этом случае оси синфазности, которые соответствовали бы искомым границам, на радарограмме трудно выделяемы, или отсутствуют вовсе. В подобных условиях единственное решение – вручную, известными в геофизике приёмами, определить скоростные характеристики участков разреза по найденным на радарограмме дифрагированным волнам, которые сформировались в результате отражений от точечных подповерхностных объектов, и объединять области с близкими значениями скорости в слои. Достоверность построенного подобным образом разреза определяется количеством обнаруженных  отражений, равномерностью распределения их по площади радарограммы, степенью подготовки геофизика-интерпретатора  и человеческим фактором (невнимательность, усталость и т.п.).

Трудоёмкость этого метода не позволяет производить обработку больших объёмов георадиолокационных данных за приемлемое время. Таким образом, сводится на нет преимущество метода георадиолокации в области высокой производительности. Учитывая существующие особенности метода подповерхностной радиолокации: сравнительно небольшую глубинность исследований, высокую разрешающую способность метода, сложность и неоднородность верхней части разреза, вполне естественно выглядит возможность использования поля обратного рассеяния электромагнитных волн для определения электрофизического строения среды [4].

Автоматизация процесса распознавания дифрагированных отражений и определения кинематических характеристик волн с последующим построением разреза позволяет расширить возможности георадиолокации.Рассмотрим основные принципы, которые должны быть заложены в алгоритм анализа поля обратного рассеяния волн георадара.  Волновое поле на радарограмме имеет достаточно сложный характер и обычно состоит из следующих компонент: однократные отражения; кратные отражения; обратное рассеяние (дифракция); воздушные отражения; помехи.

В связи с этим первой проблемой является выделение поля обратного рассеяния из совокупности наблюденных данных. Эта задача может быть частично решена с использованием стандартных средств обработки - частотной и пространственной фильтрации [5]. Однако полного разделения полей добиться не удается. Поэтому после предварительной обработки данных полученный числовой массив условно рассматривается как поле обратного рассеяния, которое может быть подвергнуто преобразованию (типа гиперболической миграции) для вычисления диэлектрической проницаемости  или скорости V.  В процессе вычисления алгоритм исключает значения непопадающие в заранее заданный диапазон 1<<2 и вычисляет в окрестности каждой точки определения  значения динамических параметров -  частоты f, затухания d, амплитуды A и т.п. В результате может быть определено векторное полe [,f,d,A,……Mn]  размерности n, равной количеству динамических параметров. Далее, используя априорные или полученные в результате статистического оценивания связи между диэлектрической проницаемость и одним или несколькими динамическими параметрами, может быть построена маска нелинейного пространственного фильтра, позволяющего подавлять значения , определяемые кратными отражениями, воздушными отражениями и помехами.

Автоматизированная обработка производится по следующему алгоритму:

  • Выделение на радарограмме точек, через которые с высокой вероятностью могут проходить фрагменты дифракционных годографов;

  • Определение кинематических и динамических характеристик сигналов в окрестностях выделенных точек (скорость волны по наклону фрагментов линии годографа, центральную частоту и т.п.);

  • Отбраковка точек по скоростному критерию.  В дальнейшем оставшиеся точки будут служить в качестве опорных при построении разреза;

  • Пересчёт скоростей волн в эффективные значения действительной части комплексной  относительной диэлектрической проницаемости ;

  • Корректировка значений по частотному атрибуту или группе атрибутов;

  • Построение разреза диэлектрической проницаемости среды во временной области методом интерполяции значений  по опорным точкам;

  • Пересчёт временной шкалы разреза в шкалу глубинную в соответствии со значениями  ;

  • Сохранение разреза диэлектрической проницаемости в графический файл в виде изолиний с заданным шагом значений и цветовой схемой.

В результате работы первых двух шагов алгоритма формируется набор точек, которые имеют координаты, и атрибуты в виде значений скорости и частоты (рассматривается вариант использования одного атрибута). Далее происходит отбраковка точек по скоростному критерию – например, точки со значениями скорости выше 30 см/нс (скорость электромагнитной волны в вакууме) и ниже 3.33 см/нс (минимальная скорость электромагнитной волны в воде) не принимаются к рассмотрению в качестве опорных точек разреза и удаляются.На Рис. 1 представлена радарограмма, на которой красными маркерами показаны положения опорных точек после отбраковки. Высокая плотность точек позволяет получить достаточно  детализированный разрез.

Радарограмма с опорными точками разреза

Рис.1 Пример радарограммы с положением опорных точек, после  отбраковки по скоростному критерию.

После сортировки точек производится пересчёт значений скорости в значения диэлектрической проницаемости, так как в дальнейшем будут исследоваться не кинематические характеристики волн, а электрофизические свойства среды. Наиболее ответственный этап обработки – корректировка значений    по частотному (или другому) атрибуту. Он требуется для исправления возможных ошибок определения скорости электромагнитных волн и исключения искажений, вызванных влиянием кратных отражений, «воздушных» отражений и других помех.  

Данная процедура производится, как отмечалось выше, с помощью адаптивной пространственной фильтрации. Маска фильтра (решающее правило) может быть построена на основе одного или нескольких эмпирически установленных связей между точкой матрицы диэлектрической проницаемости среды {} и одним или несколькими динамическими атрибутами. Рассмотрим вариант построения подобного фильтра на основании одного из свойств изучаемой среды.

Как известно, затухание зондирующих импульсов георадара является частотно зависимым  - высокочастотные компоненты электромагнитных волн затухают быстрее, чем низкочастотные. Наряду с этим влажность, от которой первую очередь зависит диэлектрическая проницаемость грунта, также меняется с глубиной, как правило,- увеличивается, а соответственно увеличивается и значение . Если для определенных в процессе обработки значений центральных частот импульсов  рассчитать средние значения из множества {} и построить эту зависимость на графике в виде облака точек, то уравнение регрессии может быть использовано в качестве корректирующей функцией (маски фильтра). В результате применения этой функции достоверность интерпретации разреза значительно повышается. На Рис.2 показан вид корректирующей функции для радарограммы, полученной на поверхности мерзлых грунтов.

Корректирующая функция, полученная на участке развития слоя сезонного промерзания

Рис. 2  Корректирующая функция, полученная на участке развития слоя сезонного промерзания.

Следует заметить, что геофизик-интерпретатор, опираясь на априорную информацию о строении разреза, может ввести собственную корректирующую функцию, более точно отражающую взаимосвязь    и частоты для данного типа разреза. Заключительный этап построения разреза диэлектрической проницаемости – интерполяция значений по опорным точкам известными в вычислительной математике методами  (триангуляция Делоне). Таким образом, на вход программы автоматизированной обработки подаётся числовая матрица амплитуд отражённых сигналов, полученная при георадиолокационном профилировании, на выходе формируется матрица того же размера, но уже со значениями  для каждой точки двумерного пространства разреза.

Наиболее информативно визуализировать матрицу значений   в виде контурного графика с залитыми, в соответствии с выбранной цветовой схемой, областями. На Рис. 3 представлен результат автоматизированной обработки профиля, полученного георадаром с центральной частотой зондирующих импульсов 300 МГц (исследования характеристик грунта в районе многолетней мерзлоты).

Георадиолокационный профиль, полученный при зондировании грунта в районе вечной мерзлоты

Рис. 3  Георадиолокационный профиль, полученный при зондировании промёрзшего грунта и результат автоматизированной обработки в виде разреза диэлектрической проницаемости. В отличие от необработанной радарограммы, на разрезе можно наблюдать степень промерзания различных участков подповерхностной среды.   

Автоматизированное построение разреза диэлектрической проницаемости имеет следующие преимущества перед традиционными методами обработки георадиолокационных данных:

  • Увеличивается глубинность георадиолокационных исследований – алгоритм распознавания фрагментов дифракционных годографов имеет высокую помехоустойчивость и удовлетворительно работает и в шумовой области радарограммы [Рис. 4].
  • Повышается информативность исследований – фиксируются границы разреза там, где нет достаточного скачка диэлектрической проницаемости для формирования характерных, для границ раздела сред, осей синфазности сигналов. Также наглядно прослеживается изменение диэлектрической проницаемости внутри слоя [Рис. 5].
  • Значительно возрастает скорость обработки полевого материала, что немаловажно при постоянно увеличивающихся объёмах георадарных работ, особенно в дорожной и железнодорожной отраслях.
  • Расширяется область применения георадара. На основе разрезов диэлектрической проницаемости можно строить распределения влажности по разрезу [Рис. 6] или частотные распределения.
  • Сведено к минимуму влияние так называемого «человеческого фактора».

В заключении необходимо отметить, что предлагаемый метод не является панацеей при решении всех проблем георадиолокации, а представляет собой один из вариантов приближенного решения задачи инверсии, имеющий пределы применимости.

Георадиолокационный профиль, пересекающий оползневой участок

Рис. 4  Георадиолокационный профиль, пересекающий оползневой участок и результат автоматизированной обработки в виде разреза диэлектрической проницаемости. В результате обработки определяется тело оползня и возможная граница скольжения.

 

Результат автоматизированной обработки георадиолокационного профиля, пересекающего автомобильную дорогу с асфальтобетонным покрытием

Рис. 5  Результат автоматизированной обработки георадиолокационного профиля, пересекающего автомобильную дорогу с асфальтобетонным покрытием. Опираясь на анализ изменений значений диэлектрической проницаемости внутри конструктивных слоёв, появляется возможность на более высоком уровне производить диагностику состояния дорожных одежд и подстилающих грунтов.

 

Георадиолокационный профиль вдоль песчаной насыпи автомобильной дороги

Рис. 6  Георадиолокационный профиль вдоль песчаной насыпи автомобильной дороги. В результате автоматизированной обработки построен разрез, по которому можно судить о распределении влажности в районе водопропускной трубы, находящейся на горизонтальной отметке 234 метра.

 

Литература
Гонсалес Р., Вудс Р., Эддинс С., 2006, Цифровая обработка изображений в среде MATLAB: Техносфера.

Капустин В.В., Строчков Ю.А., 2008, Некоторые особенности обработки георадарных данных при исследовании строительных конструкций: Разведка и охрана недр, 1, 22-25.

Капустин В.В., 2005, Дополнительные возможности компьютерной обработки георадарных и сейсмических данных: Разведка и охрана недр, 12, 26-31.

В.Б. Левянт, И.Б. Петров, С.А. Панкратов.,2009, Исследование характеристик продольных и обменных волн отклика обратного рассеяния от зон трещиноватого коллектора: Технологии сейсморазведки, 2, 3-11.

Старовойтов А.В., 2008,  Интерпретация георадиолокационных данных: М., Изд-во Московского государственного университета.

Скачать статью в формате PDF

 

НАШИ КЛИЕНТЫ: И МНОГИЕ ДРУГИЕ КОМПАНИИ, АКТИВНО ПРИМЕНЯЮЩИЕ МЕТОД ГЕОРАДИОЛОКАЦИИ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ.

© Denisov Roman 2009-2017

  Рейтинг@Mail.ru